Прокуратура

Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Расскажите, можно ли корректировать сторонам по уже заключенному контракту отдельные его этапы исполнения?
Да, возможность изменить срок исполнения отдельного этапа контракта появилась с 1 января 2022 года.
Однако срок отдельного этапа можно скорректировать, если не изменяется срок исполнения всего контракта, так как он относится к существенным условиям контракта.
Как быстро исполнитель по контракту сможет получить оплату за качественно выполненные обязательства по заключенным контрактам?
С мая текущего года сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта уменьшены.
По общему правилу по закупкам, объявленным с 1 мая 2022 года, последние не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Есть ли возможность изменить существенные условия контракта в связи с непредвиденными обстоятельствами?
Да, сейчас появилась возможность менять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить.
При этом, если контракт нельзя исполнить из-за санкций, то исполнителя не включат в Реестр недобросовестных поставщиков, а заказчик обязан будет списать неустойки.
Подробнее...
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Вступивший в 2022 году в силу закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ существенно скорректировал нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, из числа способов закупок исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.
Осуществление закупок конкурентным способом осуществляется на сегодняшний день только в трех способах:
- конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс и закрытый конкурс в электронной форме);
- аукцион (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
- запрос котировок в электронной форме.
Какие документы необходимы для инициирования процедуры закупок?
Документация о закупке нужна только при закрытых процедурах. В остальных случаях достаточно извещения и проекта контракта.
Сколько членов комиссии должно быть при осуществлении закупок?
В комиссии должны быть минимум 3 члена, а не 5, как это было раньше. Заседания можно проводить дистанционно. Данные поправки существенно оптимизировали работу комиссий по осуществлению закупок.
Изменились ли требования к участникам закупок?
Да, с января текущего года существенно изменили требования к участникам закупок. В отношении участников введено понятие универсальной предквалификации.
Это означает, что в закупках без дополнительных требований и с начальной (максимальной) ценой контрактов от 20 млн руб. сегодня необходимо предусматривать условие о том, чтобы за последние 3 года у участника должен быть исполненный контракт по Закону № 44-ФЗ или 223-ФЗ.
При этому сумма контракта должна быть не меньше 20% начальной (максимальной) цены контрактов. Если выставлялись неустойки, они должны быть уплачены.
Соответствие требованиям универсальной предквалификации подтверждают: номером записи из реестра контрактов, предусмотренного Законом № 44-ФЗ либо выпиской из реестра контрактов, составляющих государственную тайну либо исполненным контрактом или договором.
Обновлены и расширены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а также перечни документов, которые они должны предоставить.
В частности, при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млн руб. нужно установить дополнительные требования, если закупают услуги по уборке зданий и территорий, работы по текущему ремонту зданий и сооружений, услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.
Офшорным компаниям запретили участвовать в закупках не только непосредственно, но и через подконтрольные организации.
Если участник электронных торгов не согласен с результатом проведенной закупки, может ли он подать жалобу?
Да, но теперь жалобы на электронные закупки подают только через Единую Информационную Систему – ЕИС. Это одно из существенных изменений в правилах обжалования закупок.
Кроме того, на одну и ту же редакцию извещения или документации можно подать только одну жалобу.
При этом, если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, пожаловаться могут только те участники, кто ей соответствует.
Комментирует начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Да, Ваши права нарушены. Отмечу, что работодатель вправе принять решение о сокращении численности штата работников и расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
Какой порядок сокращения численности штата работников?
  1. Работодатель обязан письменно и персонально уведомить каждого работника, подлежащего увольнению в связи с сокращением;
  2. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, которые соответствуют квалификации этих работников, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу.
  3. Работодатель должен решить с учетом требований ст. 179 ТК РФ, кого переводить, если на одну вакантную должность претендуют несколько работников.
Кого нельзя уволить при сокращении?
Запрещено увольнять в связи с сокращением численности или штата следующих работников: беременную женщину; женщину, имеющую ребенка (детей) в возрасте до 3 лет; одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет); работника, воспитывающего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет) без матери; работника (родителя или законного представителя), являющейся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; работника (родителя или законного представителя), являющейся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (законный представитель) не состоит в трудовых отношениях;
Работники с более высокой производительностью труда и квалификацией имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении.
В случае равной производительности труда и квалификации преимущество имеют: семейные работники при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;  работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;  инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества;  работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;  родитель, имеющий ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Если работодатель поставил Вас в неравное положение по сравнению с другими работниками, занимавшими аналогичные должности, чьи кандидатуры не рассматривались при решении вопроса о сокращении должности, Ваши права нарушены.
Куда обратиться, если Ваши права нарушены?
Вы вправе в течение месяца со дня издания приказа об увольнении обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе и взыскании компенсации за вынужденный прогул.
Для защиты нарушенных трудовых прав Вы также вправе обратиться в прокуратуру области, в том числе через интернет-приемную, размещенную на сайте прокуратуры области, а также в трудовую инспекцию в Самарской области.
Подробнее...
Отвечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Напомню, что с 1 июля 2022 действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Законом установлено требование представлять в органы прокуратуры проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, 
Проекты планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Как согласовывается и утверждается проект ежегодного плана контрольных мероприятий?
Проект плана размещается должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Что делают органы прокуратуры в этом направлении?
Органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
- рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения в них объектов контроля, полноты и достоверности представленных сведений о контрольных мероприятиях;
- с использованием единого реестра вносят предложения руководителям органов государственного и муниципального контроля (надзора) по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в проект ежегодного плана.
Какие обязанности у органов контроля при формировании ежегодного плана проверок?
Уполномоченные должностные лица до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает их учет в ежегодном плане посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра утверждают в машиночитаемом формате ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана.
Ежегодные планы размещаются в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, содержащихся в ежегодных планах, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подробнее...
Комментирует начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях: 
- обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
- определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; 
- установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; 
- отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов России или к объектам всемирного культурного наследия; 
- установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
- определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия;
- определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; 
- уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
-  обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр;
- определения границ защитной зоны объекта культурного наследия.
Кто привлекается к проведению историко-культурной экспертизы?
В качестве экспертов для проведения такой экспертизы могут привлекаться юридические или физические лица, аттестованные в законном порядке.
Как проводится историко-культурная экспертиза?
 Проведение историко-культурной экспертизы оплачивает заказчик – физическое или юридическое лицо, заинтересованное в проведении экспертизы.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. 
Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Выборы президента 2024
Всё для победы