Прокуратура
- Подробности
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Вступивший в 2022 году в силу закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ существенно скорректировал нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, из числа способов закупок исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.
Осуществление закупок конкурентным способом осуществляется на сегодняшний день только в трех способах:
- конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс и закрытый конкурс в электронной форме);
- аукцион (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
- запрос котировок в электронной форме.
Какие документы необходимы для инициирования процедуры закупок?
Документация о закупке нужна только при закрытых процедурах. В остальных случаях достаточно извещения и проекта контракта.
Сколько членов комиссии должно быть при осуществлении закупок?
В комиссии должны быть минимум 3 члена, а не 5, как это было раньше. Заседания можно проводить дистанционно. Данные поправки существенно оптимизировали работу комиссий по осуществлению закупок.
Изменились ли требования к участникам закупок?
Да, с января текущего года существенно изменили требования к участникам закупок. В отношении участников введено понятие универсальной предквалификации.
Это означает, что в закупках без дополнительных требований и с начальной (максимальной) ценой контрактов от 20 млн руб. сегодня необходимо предусматривать условие о том, чтобы за последние 3 года у участника должен быть исполненный контракт по Закону № 44-ФЗ или 223-ФЗ.
При этому сумма контракта должна быть не меньше 20% начальной (максимальной) цены контрактов. Если выставлялись неустойки, они должны быть уплачены.
Соответствие требованиям универсальной предквалификации подтверждают: номером записи из реестра контрактов, предусмотренного Законом № 44-ФЗ либо выпиской из реестра контрактов, составляющих государственную тайну либо исполненным контрактом или договором.
Обновлены и расширены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а также перечни документов, которые они должны предоставить.
В частности, при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млн руб. нужно установить дополнительные требования, если закупают услуги по уборке зданий и территорий, работы по текущему ремонту зданий и сооружений, услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.
Офшорным компаниям запретили участвовать в закупках не только непосредственно, но и через подконтрольные организации.
Если участник электронных торгов не согласен с результатом проведенной закупки, может ли он подать жалобу?
Да, но теперь жалобы на электронные закупки подают только через Единую Информационную Систему – ЕИС. Это одно из существенных изменений в правилах обжалования закупок.
Кроме того, на одну и ту же редакцию извещения или документации можно подать только одну жалобу.
При этом, если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, пожаловаться могут только те участники, кто ей соответствует.
- Подробности
Комментирует начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Да, Ваши права нарушены. Отмечу, что работодатель вправе принять решение о сокращении численности штата работников и расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
Какой порядок сокращения численности штата работников?
- Работодатель обязан письменно и персонально уведомить каждого работника, подлежащего увольнению в связи с сокращением;
- Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, которые соответствуют квалификации этих работников, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу.
- Работодатель должен решить с учетом требований ст. 179 ТК РФ, кого переводить, если на одну вакантную должность претендуют несколько работников.
Кого нельзя уволить при сокращении?
Запрещено увольнять в связи с сокращением численности или штата следующих работников: беременную женщину; женщину, имеющую ребенка (детей) в возрасте до 3 лет; одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет); работника, воспитывающего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет) без матери; работника (родителя или законного представителя), являющейся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; работника (родителя или законного представителя), являющейся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (законный представитель) не состоит в трудовых отношениях;
Работники с более высокой производительностью труда и квалификацией имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении.
В случае равной производительности труда и квалификации преимущество имеют: семейные работники при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества; работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родитель, имеющий ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Если работодатель поставил Вас в неравное положение по сравнению с другими работниками, занимавшими аналогичные должности, чьи кандидатуры не рассматривались при решении вопроса о сокращении должности, Ваши права нарушены.
Куда обратиться, если Ваши права нарушены?
Вы вправе в течение месяца со дня издания приказа об увольнении обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе и взыскании компенсации за вынужденный прогул.
Для защиты нарушенных трудовых прав Вы также вправе обратиться в прокуратуру области, в том числе через интернет-приемную, размещенную на сайте прокуратуры области, а также в трудовую инспекцию в Самарской области.
- Подробности
Отвечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Напомню, что с 1 июля 2022 действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Законом установлено требование представлять в органы прокуратуры проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана,
Проекты планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Как согласовывается и утверждается проект ежегодного плана контрольных мероприятий?
Проект плана размещается должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Что делают органы прокуратуры в этом направлении?
Органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
- рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения в них объектов контроля, полноты и достоверности представленных сведений о контрольных мероприятиях;
- с использованием единого реестра вносят предложения руководителям органов государственного и муниципального контроля (надзора) по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в проект ежегодного плана.
Какие обязанности у органов контроля при формировании ежегодного плана проверок?
Уполномоченные должностные лица до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает их учет в ежегодном плане посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра утверждают в машиночитаемом формате ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана.
Ежегодные планы размещаются в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, содержащихся в ежегодных планах, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Подробности
Комментирует начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях:
- обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
- определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
- установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
- отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов России или к объектам всемирного культурного наследия;
- установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
- определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия;
- определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
- уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
- обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр;
- определения границ защитной зоны объекта культурного наследия.
Кто привлекается к проведению историко-культурной экспертизы?
В качестве экспертов для проведения такой экспертизы могут привлекаться юридические или физические лица, аттестованные в законном порядке.
Как проводится историко-культурная экспертиза?
Проведение историко-культурной экспертизы оплачивает заказчик – физическое или юридическое лицо, заинтересованное в проведении экспертизы.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- Подробности
Комментирует начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Алексей Волков.
Что произошло.
Действительно, указом Президента Российской Федерации от 18.07.2022
№ 472 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно представляемой должностными лицами своему работодателю, внесены следующие изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2023 года.
№ 472 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно представляемой должностными лицами своему работодателю, внесены следующие изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2023 года.
Как будет:
В разделе 4 справки о доходах необходимо будет указывать суммы денежных средств, поступивших на все счета, открытые в банках и иных кредитных организациях, за отчетный период, в случае если общая сумма таких денежных средств превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и предшествующие два года.
Что надо сделать.
В этом случае к справке о доходах необходимо будет приложить выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период.