Прокуратура Кинель-Черкасского района разъясняет

Изменения суммированного учета рабочего времени при вредных и (или) опасных условиях труда

С 1 июля 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 8 июня 2015 №152-ФЗ "О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым внесены изменения в учет рабочего времени лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Нормативным актом урегулирована ситуация, когда по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий вышеназванных работников установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение трехмесячного учетного периода.

В этом случае отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода, но не более чем до 1 года.

Так, в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Внесены уточнения в правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2015 N 515 "О внесении изменений в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций" были внесены уточнения в правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах.

В частности, Правила были дополнены пунктом 8(2) следующего содержания:

"Должностное лицо (или орган), принявшее решение о введении соответствующего режима чрезвычайной ситуации в лесах, в том же порядке принимает решение об отмене такого режима чрезвычайной ситуации в срок не более 3 дней со дня устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения".

Также установлено, что чрезвычайной ситуацией в лесах регионального характера является в том числе та, в результате которой введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территории 2 и более муниципальных районов.

Кроме того, увеличился с 5 до 10 лет период для определения средних значений показателей, используемых для классификации лесных пожаров.

Основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

В соответствии со ст. 79 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.

Статьей 50 Конституции РФ определено,что каждый осужденный за преступление имеет право просить о смягчении наказания.

Согласно ч. 1 ст. 79 УК РФ и ст. 172 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основанием для применения условно-досрочного освобождения является вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, при этом суд принимает во внимание в совокупности все обстоятельства, характеризующие и преступление, и личность осужденного, и особенно его поведение в период отбывания наказания.

Формальным основанием является тот факт, что осужденный фактически отбыл необходимую для условно-досрочного освобождения часть срока.

Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено.

- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 210УК РФ.

- не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

При этом фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

В законе четко не обозначены критерии, с помощью которых можно было бы судить о том, что лицо для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, тем самым такое право предоставлено суду.

Общие правила назначения уголовного наказания (ст. 60 УК РФ)

Общие начала назначения наказания – это основные правила, которые должны соблюдаться при назначении наказания.

Только суд может сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица и назначить ему наказание за совершенное преступление.

Назначаемое судом наказание должно быть индивидуализировано и отвечать принципу справедливости. Судом может быть назначен лишь тот вид наказания и в тех пределах, которые предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) с учетом всех положений Общей части кодекса.

Большинство составов преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного Кодекса РФ имеют альтернативную санкцию. В силу этого большое значение имеет указание в законе на то, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, когда более мягкий вид наказания, по мнению суда, не обеспечивает целей наказания: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Законом предусмотрены случаи назначения более строгого наказания и более мягкого наказания, чем предусмотрено в статьях Особенной части Уголовного Кодекса РФ.

Более строгое наказание применяется в случаях совершения лицом двух и более деяний, предусмотренных различными или одной статьей Общей части УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено; совершения нового преступления осужденным после вынесения приговора до полного отбытия наказания.

Более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ,назначается при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления и других обстоятельств, которые существенно уменьшают степень общественной опасности преступления, а также при активном содействии участника группового преступления его раскрытию.

При назначении наказания суд учитывает следующие критерии:

  • характер и степень общественной опасности преступления (способ и мотивы совершенного преступления, форма вины, социальная значимость охраняемых и нарушенных общественных отношений, роль лица в совершении преступления, а также стадия совершения преступления);
  • личность виновного (пол, возраст, состояние здоровья);
  • смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства;
  • влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Закрепленные в законе общие начала назначения наказания способствуют соблюдению требований закона при выборе индивидуального наказания конкретному лицу за совершенное им преступление, являясь гарантией справедливого и целесообразного наказания.

Изменен порядок принудительной эвакуации автомобилей

Соответствующие изменения внесены федеральным законом от 08 июня 2015 года № 143-ФЗ. Федеральным законом установлена возможность прекращения задержания транспортного средства, если причина такого задержания устранена до начала движения эвакуатора. Законом предусмотрено, что при несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, автомобиль подлежит эвакуации только при применении таких знаков вместе со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства. Данная норма вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона. Закон опубликован 08.06.2015 года. Законом предусмотрена отмена эвакуации транспортного средства за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им (в случае, если водительское удостоверение в принципе есть, но его нет у водителя с собой) с сохранением санкций в виде предупреждения или штрафа. Данным федеральным законом внесены изменения в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым вводится обязательное информирование граждан о введении запрета или изменении схемы организации дорожного движения (включая установку дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть), а также о причинах принятия такого решения. Информирование будет осуществляться посредством официального сайта соответствующего органа власти, информационных табло (стендов) или иными способами.

Соответствует ли закону заключение договора о полной материальной ответственности с охранником предприятия?

Статьей 244 Трудового кодекса РФ установлено, что перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственностью утверждаются Правительством РФ.Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823 Министерству труда и социального развития РФ поручена разработка и утверждение до 01.01.2003 таких перечней.Во исполнение названных норм законодательства постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 утверждены перечни должностей и работ, выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

В перечень включены должности и работы, связанные с обслуживанием или использованием денег, товаров, имущества.

Должность охранника в перечне отсутствует.

 

В случае подписания договора о полной материальной ответственности с охранником предприятия такой договор не будет иметь юридической силы, поскольку противоречит действующему законодательству.

Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника

Защитником является лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

В качестве защитника может выступать как адвокат, так и иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый или подозреваемый. Решение о допуске иного лица в качестве защитника принимается судом.

Лицо, которое участвовало в производстве по уголовному делу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого, не может в дальнейшем осуществлять функции защитника по этому же уголовному делу.

Так же одним из препятствий для участия конкретного защитника в уголовном деле может быть то, что он является близким родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания по данному делу, а так же любого иного лица, интересы которого противоречат интересам защищаемого.

В соответствии со ст. 62 Уголовно-процессуального кодекса РФ защитник, при наличии оснований для отвода, должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу, а если не сделает это самостоятельно, то ходатайство об отводе вправе заявить иные лица, участвующие в деле: подозреваемый, обвиняемый, его законный представитель, защитник, государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик либо его представитель.

Решение об отводе лица, выполняющего роль защитника, принимает следователь, дознаватель либо суд.

Недопущение организацией использования поддельных документов – одна из мер предупреждения коррупции

Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Не последнюю роль в профилактике коррупционных нарушений имеет недопущение фактов составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

«Двойная» бухгалтерия, «серые» схемы выплаты заработной платы, не только противоречат действующему налоговому, трудовому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете, но и повышают риск совершения работниками, в том числе занимающими управленческие должности, коррупционных нарушений в ущерб интересам организации, поскольку скрыть их при использовании неофициальной отчетности гораздо легче (например, путем записи несуществующих расходов).

Ярким примером совершения коррупционного нарушения, связанного с использованием поддельных документов, является представление от имени участника государственных закупок в качестве обеспечения выполнения своих обязательств по государственному контракту поддельной банковской гарантии в целях доступа юридического лица к бюджетным ресурсам, что квалифицируется ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ как использование заведомо подложного документа.

За совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.

Урегулирование конфликта интересов- как мера профилактики коррупции

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – важнейшая составляющая антикоррупционной работы в организации.

В федеральном законодательстве о противодействии коррупции понятия личной заинтересованности и конфликта интересов в настоящее время закреплены только для государственных служащих и работников государственных корпораций и компаний. Вместе с тем, в иных федеральных законах подобные требования адаптированы к применению в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и вида его деятельности.

В целом, под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения им в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.

Конфликтом интересов называется ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.

Законодательно регламентированы обязанности работников отдельных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Федеральными законами, определяющими статус юридических лиц отдельных организационно-правовых форм (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, всех видов некоммерческих организаций, сельскохозяйственных кооперативов), установлены ограничения для совершения сделок, в отношении которых имеется заинтересованность лиц, участвующих в управлении организацией.

Специальные требования в данной части установлены также для педагогических работников, работников организаций, вовлеченных в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, кредитных организаций, кредитных кооперативов, организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, аудиторских и страховых компаний,организаций социального обслуживания и юридических лиц, проводящих специальную оценку условий труда, общественных инспекторов.

За невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности установлена административная ответственность по ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, за непредставление медицинским (фармацевтическим) работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской (аптечной) организации, в которой он работает, предусмотрен административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Влечет административную ответственность и непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской (аптечной) организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского (фармацевтического) работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организациям рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения.

Антикоррупционные подразделения организаций

Важную роль в реализации антикоррупционной политики организаций играет определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, что предусмотрено ст. 13.3Федерального закона «О противодействии коррупции».

В задачи антикоррупционных подразделений могут входить:

- разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.п.);

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами и т.п.

Как показывает практика прокурорского надзора, назначение ответственных лиц снижает риск нарушений антикоррупционного законодательства.

При наличии ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений лица в организации, как правило, не допускаются нарушения требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» о сообщении в 10-ти- дневный срок информации по последнему месту службы о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим.

За несоблюдение данного требования статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей.

Может ли работодатель отказать инвалиду в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы?

В соответствии с положениями статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска без сохранения заработной платы подразделяются на две группы: те, которые даются по усмотрению работодателя, и последний вправе отказать в предоставлении отпуска, и те, которые работодатель обязан предоставить по заявлению работника.

К первой группе можно отнести отпуска, предоставляемые по основаниям п. 1 ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным и другим уважительным причинам. Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем в зависимости от обстоятельств, по которым возникла необходимость в данном отпуске.

Ко второй группе относятся отпуска без сохранения заработной платы, предусмотренные частью 2 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников. При этом законодатель прямо установил обязанность работодателя на основании письменного заявления работника предоставить ему такой отпуск.

В частности, к этой группе относятся работающие инвалиды, которым предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 60 календарных дней в году.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать это самостоятельно.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений, и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При нарушении прав работающего инвалида на предоставление отпуска без сохранения заработной платы последний вправе обратиться в органы прокуратуры с целью восстановления своих прав и законных интересов.

Вступили в силу правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 8 мая 2015 года № 449 утвердило единые правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах предварительного расследования, органах прокуратуры, судах. 22 мая 2015 года документ вступил в силу. Постановлением установлено, что условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств должны исключать их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств, а также обеспечивать их безопасность. Определена специфика хранения вещественных доказательств в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств. Такие вещественные доказательства передаются на хранение в государственные органы, а при отсутствии такой возможности – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом на их хранение. Аналогичные указанным правила предусмотрены для хранения вещественных доказательств в виде оружия. Вещественные доказательства, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность по согласованию с Минкультуры России или его территориальными органами передаются на хранение в подведомственные учреждения Минкультуры России. Установлены требования к камере хранения вещественных доказательств – необходимость оборудования ее стеллажами, металлическими шкафами, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, огнетушителями, а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами и решетками на окнах. Дверь в такую камеру хранения опечатывается личной печатью ответственного лица, назначенного начальником уполномоченного органа. Закреплены особенности возврата владельцу отдельных видов вещественных доказательств (денег, в том числе хранящихся на банковских счетах, и ценностей). Конкретизированы правила приема вещественных доказательств на хранение, а именно: обязанность ответственного лица проверить целостность упаковки, соответствие оттисков штампов и печатей описанию в сопроводительных документах; оформление и выдача лицу, представившему вещественные доказательства, квитанции (расписки) или оформление акта-приемки. Постановлением установлено, что вещественные доказательства по каждому уголовному делу должны храниться отдельно. Выдача вещественных доказательств из камеры хранения допускается по запросу следователя (дознавателя), осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу, либо по решению (запросу) суда, а также прокурора.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации определено, при каких обстоятельствах и на какой срок осужденные могут быть переведены в следственный изолятор

В соответствии со статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего или обвиняемого. Перевод в следственный изолятор осуществляется на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации на срок, не превышающий двух месяцев. При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего или обвиняемого осужденные также могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор по определению суда или постановлению судьи на весь срок участия в судебном заседании. По окончании следственных действий или судебного разбирательства осужденные к лишению свободы переводятся в исправительные учреждения, в которых они отбывали наказание, если при этом судом им не изменен вид исправительного учреждения.

Тайна усыновления

Конституционным Судом РФ была проверена конституционность положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной" (Постановление от 16 июня 2015 г. N 15-П).

Предметом проверки стали нормы, касающиеся тайны усыновления.

Данную тайну обязаны хранить судьи, вынесшие решение об усыновлении, или должностные лица, зарегистрировавшие усыновление, а также все те, кто иным образом стал осведомлен об этом.

Так, работники органа ЗАГСа не вправе без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении (выдавать документы, из которых следует подобный факт).

Как следует из содержания названного Постановления, поводом для обращения послужила определенная ситуация. Наследникам усыновленного суды отказали в предоставлении соответствующих сведений, ссылаясь на приведенный запрет. Причем отказ был дан несмотря на отсутствие возможности получить согласие усыновителей.

Дело в том, что к этому моменту умерли как усыновители, так и сам усыновленный.

Как указали заявители, нормы, по сути, устанавливают бессрочный запрет на разглашение тайны усыновления ребенка. Этим нарушается их конституционное право на свободный поиск и получение информации.

Конституционный Суд РФ счел нормы конституционными и разъяснил следующее.

Эти положения не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного после смерти усыновленного и усыновителей сведений об усыновлении в определенном объеме.

Речь идет об объеме сведений, который необходим для реализации такими потомками своих прав и который обеспечивает поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей, а также прав и интересов участников соответствующих правоотношений.

Конституционный Суд РФ указал, что в ситуациях усыновления сведения о происхождении ребенка, хотя они и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми.

В частности, такие сведения могут быть необходимы для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека (например, нужны для выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с родственниками и т. п.)

Таким образом, юридическая возможность предоставления потомкам усыновленного лица информации, касающейся его усыновления, после его смерти - при том, что он при жизни не выразил волю на раскрытие такой тайны - имеет необходимое конституционное обоснование.

Следовательно, нормы не дают оснований для вывода о том, что у суда нет права в каждом конкретном случае решать вопрос о возможности предоставить такую информацию потомкам в упомянутой ситуации.

Страхование жизни при подписании ОСАГО не обязательно

В связи с участившимися обращениями граждан в органы прокуратуры  по поводу незаконных действий страховых компаний, обязывающих заключить договор страхования жизни при подписании обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО), прокурор разъясняет.

 В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.

 Кроме того, Правилами ОСАГО закреплено, что страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО клиенту, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с указанными правилами.

 Обязанность личного страхования гражданина законом не предусмотрена.

 При возникновении подобных ситуаций необходимо обращаться в адрес страховой организации с письменным заявлением о заключении договора и разъяснении причин и оснований, по которым навязывается обязательное заключение договора личного страхования.

 В дальнейшем из содержания ответа будут ясны дальнейшие действия: либо заключение договора ОСАГО без дополнительного договора страхования, либо ответ страховщика станет доказательством нарушения ваших прав и интересов, которое вы можете использовать для защиты своих прав и интересов.

Порядок возврата изъятой в ходе расследования уголовного дела компьютерной техники

Согласно уголовно-процессуальному законодательству производство обыска с изъятием имущества на территории предприятия возможно по постановлению следователя в рамках расследуемого уголовного дела. Перед началом обыска сотрудники полиции обязаны предъявить представителям организации постановление следователя о его производстве. Изъятие предметов, принадлежащих фирме, возможно в присутствии понятых, с обязательным указанием на это в протоколе следственного действия. Копия протокола передается представителю данной организации.

Сотрудниками полиции изымаются предметы, в том числе и компьютерная техника, которые содержат информацию о совершенном либо готовящемся преступлении. Следователем (дознавателем) в ходе предварительного расследования решается вопрос, относится ли изъятое оборудование либо информация, содержащаяся на нем, к событиям преступления.

В случае если имущество предприятия не имеет отношения к преступлению, то оно возвращается владельцу на основании постановления следователя или дознавателя.

В случае изъятия компьютерной техники по заявлению законного владельца специалистом, участвующим при производстве следственного действия, осуществляется копирование информации, которая необходима для работы предприятия.

В возврате имущества может быть отказано, если оно признано вещественным доказательством по уголовному делу либо его выдача будет препятствовать дальнейшему расследованию уголовного дела.

Постановление о производстве обыска либо отказ в возврате собственности могут быть обжалованы руководителю следственного органа, прокурору или в суд по месту нахождения органа, осуществляющего предварительное расследование.

В законодательство введено понятие «нежелательная организация»

С 03.06.2015 года вступает в силу Федеральный закон РФ от 23.05.2015 № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены поправки в российское законодательство, а также введено такое понятие как «нежелательная организация».

Согласно изменениям в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится ст. 284.1, которой устанавливается уголовная ответственность за руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности, а также за участие в такой деятельности. Обязательным условием наличия состава данного преступления в действиях лица является привлечение ранее к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Также вводится ст. 20.33 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за указанные деяния.

Изменениями определено, что деятельность иностранной или неправительственной организации может быть нежелательной на территории Российской Федерации, если такая деятельность представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства.

Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

 Отмена решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется также Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня.

 Обнародование информации о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется путем размещения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, и опубликования его в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В Гражданский кодекс Российской Федерации введено понятие «Общественное движение»

Федеральным  законом  от 23.05.2015 № 133-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О политических партиях» в Гражданский кодекс РФ введена статья  123.7-1. «Общественные движения».

 Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Положения Гражданского кодекса РФ о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено Федеральным  законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В Федеральный закон «О политических партиях» также внесены изменения.

Наименование политической партии должно содержать слова "политическая партия". Организационно-правовая форма (общественная организация) в наименовании политической партии не указывается.

Юридические лица, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия".

Исключена возможность создания политических партий путем преобразования в них общероссийских общественных организаций и общероссийских общественных движений.

 Уточнены требования к  организации учредительного съезда политической партии. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии.

"Российская газета" обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

О налоговой ставке по налогу на прибыль организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность принят Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1Налогового кодекса Российской Федерации».

Статья 284.1 НК РФЫ устанавливает, что  организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных указанной статьей.

Налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль применяется организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками, в течение всего налогового периода.

Федеральным законом № 110-ФЗ в статью 284.1 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми деятельность образовательных и медицинских организаций по присмотру и уходу за детьми также будет облагаться по нулевой налоговой ставке.

Уточнен порядок предоставления жилья больным заразными формами туберкулеза

02.05.2015 принят Федеральный закон № 124-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ  "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен  в новой редакции, в соответствии с которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.          

принят Федеральный закон № 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

 Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004  № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" приведена в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.05. 2014 № 14-П, согласно которому она была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в ней положения не обеспечивали возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда определяемый по общему правилу срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.

 С учетом внесенных Федеральным законом № 114-ФЗ дополнений, часть 1 статьи 7 закона  "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" изложена в следующей редакции: «Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.".

Таким образом, в случае, если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Федеральный закон  № 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" вступает в силу с 13.05.2015.

Врачебная тайна

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья.

Врачебная тайна - это сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние его здоровья и диагноз, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

В соответствии с ч. 5 ст. 59 Закона при оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

Статья 13 Закона запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в т.ч. после смерти человека, за исключением ряда случаев.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований

Без согласия гражданина или его законного представителя допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну в следующих случаях:

- в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю.

- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Предоставление потребительского кредита (займа)

С 01.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон распространяет свое действие на все потребительские кредиты (за исключением ипотечных), полученных в банке, а также на займы в микрофинансовых организациях, ломбардах и кредитных кооперативах. 

На что следует обратить внимание при заключении договора?

Договор потребительского кредита (займа) состоит из общих и индивидуальных условий. 

Общие условия потребительского кредитования устанавливает банк (или иной кредитор) самостоятельно для неограниченного количества договоров.

Как правило, общие условия регламентируют порядок открытия и совершения операций по текущему кредитному счету, порядок предоставления кредита, основополагающие права и обязанности сторон, порядок расчетов и др. 

Общие условия излагаются в формулярах или иных стандартных формах и должны быть размещены в местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком при заключении договора, их перечень приведен в ч. 9 ст. 5 Закона (о сумме кредита, сроке договора и процентной ставке, размере и периодичности платежей и др.).

Особое внимание необходимо обратить на следующие условия: 

1. Сумма кредита (объем денежных средств, которые предоставляются заемщику) и полная стоимость кредита (объем денежных средств, подлежащих уплате по истечении срока кредитования с учетом суммы основного долга, процентов за пользование кредитом и др. выплат, определенных условиями договора).

Полная стоимость кредита рассчитывается по определенной законом формуле и должна быть размещена в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора. 

Взимание комиссии за выдачу кредитных средств является незаконным. 

2. Валюта кредита. 

Кредит может быть выдан как в рублях, так и в иностранной валюте по соглашению сторон. Правом выдавать потребительские кредиты в иностранной валюте наделены только банки. 

3. Порядок возврата кредита.

Погашение (возврат) кредита, как правило, производится путем списания банком денежных средств со счета клиента-заемщика по его платежному поручению (письменному распоряжению) либо без такового в безакцептном порядке. Денежные средства можно внести наличными в кассу банка-кредитора или перевести на счет клиента-заемщика через органы связи или другие кредитные организации.

Вернуть денежные средства в иностранной валюте можно только в безналичном порядке. 

В договоре потребительского кредита (займа) должен быть предусмотрен бесплатный способ возврата кредита (займа) в населенном пункте по месту получения кредита или по месту нахождения заемщика.

Может ли кредитор переуступить права по договору? 

Договор потребительского кредита (займа) может содержать условие о возможности уступки банком (иным кредитором) прав (требований) по договору третьим лицам, в том числе не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (например, коллекторам), однако заемщик вправе не согласиться с подобным условием при заключении кредитного договора, так как оно носит индивидуальный характер и должно быть обязательно согласовано заемщиком и кредитором.

Вправе ли кредитор требовать заключения договора страхования? 

Закон не устанавливает для заемщика обязанности заключения договора обязательного страхования при заключении договора потребительского кредита (займа), однако кредитор в целях обеспечения исполнения обязательств вправе потребовать от заемщика застраховать за свой счет заложенное имущество, а также иной страховой интерес заемщика. 

Такая обязанность может быть возложена на заемщика лишь в рамках согласованного сторонами договора потребительского кредита (займа), при наличии письменного согласия заемщика на заключение соответствующего договора страхования. 

При этом заемщик не обязан оформлять страховой полис у аккредитованных кредитором страховщиков, а вправе самостоятельно выбрать страховую компанию.

Стоит отметить, что, если в договоре предусмотрено условие о заключении договора страхования, в случае его неисполнения в 30-ти дневный срок кредитор вправе расторгнуть договор и потребовать возврата кредита или увеличить процентную ставку по кредиту.

Отстоять нарушенное право, взыскать денежные средства, незаконно удержанные кредитором, можно путем подачи искового заявления о защите прав потребителей к кредитору в суд по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Если кредитор или лицо, которому уступлено право (требование) по кредиту, нарушают требования ст. 15 Закона (осуществляют звонки в ночное время, высказывают угрозы жизни и здоровью и др.), следует обращаться в органы внутренних дел с заявлением о привлечении названных лиц к административной ответственности.

Вместе с тем, необходимо помнить, что договор потребительского кредита - это соглашение между кредитором и заемщиком, подписав которое, Вы соглашаетесь со всеми условиями, изложенными в договоре. Внимательно прочитайте документы, которые вам предлагают подписать при выдаче кредита, и, при необходимости, предварительно получите консультацию юриста.

О некоторых вопросах аттестации государственных гражданских служащих

Федеральным законом от 08.06.2015 №147-ФЗ внесены изменения в статью 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 3 этой статьи аттестации теперь не подлежат государственные гражданские служащие, замещающие должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключён срочный служебный контракт.

В виде исключения из этого правила законом предусматривается возможность проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих на основе срочного служебного контракта отдельные должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. 

Указанные служащие подлежат аттестации, если это предусмотрено соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом ;147-ФЗ вносится дополнение в часть 4 статьи 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой аттестация государственного гражданского служащего проводится один раз в три года. Федеральным законом установлена возможность проведения аттестации для вышеуказанных служащих в иные сроки, предусмотренные в соответствующем указе Президента Российской Федерации или постановлении Правительства Российской Федерации.

Новеллы в законодательстве о водоснабжении и водоотведении

С 01 июля 2015 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 07.12.2012 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Определено, что:

- организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальные органы Роспотребнадзора, а также структурные подразделения территориальных органов МЧС России, в случае отсутствия у абонентов, категории которых определены Правительством РФ, локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;

- нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимиты на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются с учетом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам;

- абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения);

- при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду;

- если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде (в этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде).

Об обязанностях пешеходов

Согласно внесенных изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, с 01.07.2015 на пешеходов, в целях повышения безопасности участников дорожного движения, возлагаются дополнительные обязанности.

Так, в соответствии с абзацем четвертым пункта 4.1 Правил, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Невыполнение указанных требований будет влечь за собой административную ответственность по ч.1 ст.12.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой лицам, нарушившим указанные требования объявляется предупреждение или влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Необходимо отметить и другие обязанности пешеходов, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации:

пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Нарушение указанных требований также влечет за собой ответственность по ч.1 ст.12.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Права граждан в сфере охраны здоровья

Права граждан в сфере охраны здоровья закреплены Конституцией РФ, а также регламентируются федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 18 вышеуказанного федерального закона каждый имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Данная Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним

В соответствии со ст. 87 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

 

По ч. 1 ст. 115 Уголовного Кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Частью 1 ст. 116 УК РФ за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ (побои), предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Если Вы или член Вашей семьи стали жертвой указанных противоправных действий со стороны бытовых дебоширов, Вы вправе в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, обратиться в мировой суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 115 УК РФ или ст. 116 УК РФ.

Вместе с тем, если Вы находитесь в зависимом или беспомощном состоянии, либо по иным причинам не можете защищать свои права и законные интересы, уголовное дело по ст. ст. 115, 116 УК РФ может быть возбуждено органами предварительного расследования, дознания.

Прокуратура К-Черкасского района

 

 

Основания снятия судимости 


Судимость - правовое состояние, в котором пребывает лицо с момента вступления обвинительного приговора (с назначением уголовного наказания) в законную силу и в течение установленного законом периода времени после исполнения или отбытия наказания, до погашения или снятия судимости. Судимость влечет для лица неблагоприятные последствия уголовно-правового и иного характера (например, ограничивает пассивное избирательное право гражданина, препятствует получению лицензии на оружие и др.). 
Уголовный закон предусматривает два способа прекращения состояния судимости - погашение или снятие. Погашение означает автоматическое прекращение состояния судимости по истечении установленного законом срока после отбытия наказания либо истечения испытательного срока. 
Снятие судимости предполагает аннулирование правовых последствий судимости до истечения срока ее погашения. 
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. 
Безупречным следует считать такое поведение лица, отбывшего наказание, в быту, на работе или учебе, в иных местах, которое со всей очевидностью свидетельствует, что определенные меры контроля и ограничения, связанные с институтом судимости, в отношении его излишни. 
Понятие "вел себя безупречно" определяется в каждом случае с учетом всех данных по делу, в частности поведения лица в быту, общественных местах, отношения к труду. 
О безупречном поведении осужденного могут свидетельствовать характеристики с места работы, места жительства, показания проживающих рядом соседей, близких родственников, сослуживцев. 
Безупречное поведение предполагает не совершение осужденным новых правонарушений. 
В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК РФ суд должен проверить факт безупречного поведения лица, обратившегося в суд с ходатайством о досрочном снятии судимости, в период после отбытия наказания. 
В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК РФ в том случае, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. 
Судимость может быть снята актами амнистии или помилования.

 

Прокуратура К-Черкасского района

 

 

 

 

 

К гражданам с антиобщественным поведением в быту действующим законодательством предусмотрены следующие меры:


1. Административная ответственность:
Ст. 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме;
Ст. 7.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями (порча жилых помещений, самовольное переустройство, перепланировка жилых домов, либо их использование не по назначению;
Ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Ст. 20.20 КоАП РФ – распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
Ст. 20.21 КоАП – появление в общественных местах в состоянии опьянения, а именно появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

2. Уголовная ответственность предусмотрена ст.213 УК РФ за хулиганство, предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.
Часть 1 ст. 116 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль.
Часть 1 ст. 115 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

3. Ответственность за причинение морального вреда предусмотрена статьей 151 Гражданского кодекса РФ. Так, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные нематериальные блага или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

4. Гражданско-правовая ответственность вплоть до выселения лиц с антиобщественным поведением из занимаемых ими жилых помещений (статья 91 Жилищного Кодекса РФ, статья 293 Гражданского Кодекса РФ). Если будет установлено, что собственник или наниматель жилого помещения, а также совместного проживающие с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, граждане вправе обратиться в административную комиссию при муниципальных образованиях.

Прокуратура К-Черкасского района

 

Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2014 № 245-ФЗ внесены изменения в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Данные изменения защищают собственников товаров, изъятых в качестве вещественных доказательств по уголовным делам.

Исходя из положений статьи 82 УПК РФ, следователь не сможет по своему усмотрению определять место хранения вещественных доказательств в виде больших партий товаров, которые не могут находиться при уголовном деле. Порядок передачи на хранение таких доказательств установит Правительство Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.1 ст.165 УПК РФ собственники и иные законные владельцы изъятого предмета, наряду с подозреваемым, обвиняемым, их защитниками и законными представителями, получили право участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайства следователя о реализации или уничтожении вещественных доказательств в виде больших партий товаров. В то же время их неявка не будет препятствовать рассмотрению этого ходатайства.

Данной нормой УПК РФ предусмотрены и сроки рассмотрения судом указанных ходатайств. Так ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации или уничтожения больших партий товаров, должны рассматриваться судьей не позднее чем через пять суток со дня его поступления в суд. Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации или уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, рассматривается судьей с учетом их особенностей, но не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства в суд.

государственным служащим, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Не распространяется данный запрет лишь на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку такие подарки признаются собственностью государства. Подарок не должен быть сделан в связи с должностным положением одаряемого или в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Если дарение сопряжено с необходимостью выполнить определенные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, или, наоборот, бездействовать, используя при этом свое служебное положение, в интересах дарителя, то такие действия являются взяткой.

Взятка всегда дается за конкретные действия (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, то есть при даче взятки отсутствует основной принцип дарения — безвозмездность. Взяткой может быть признана как определенная вещь, имущество, так и денежное вознаграждение, получение ссуды на льготных условиях, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов и тому подобное, то есть выгоды и услуги имущественного характера.

При этом не имеет значения, что было вначале — получение взятки или определенное действие или сначала действие, а потом взятка. Главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.

Максимальное наказание за получение взятки — штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Максимальное наказание за дачу взятки — штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предусмотрен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

Сущность особого порядка принятия судебного решения заключается в том, что приговор основывается на материалах предварительного следствия.

В особом порядке подлежат рассмотрению дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы.

Вместе с тем уголовно-процессуальный закон не предусматривает возможности применения упрощенной процедуры в отношении несовершеннолетнего.

В случае если обвиняемый признает свою вину в содеянном, но не согласен с размером гражданского иска, уголовное дело подлежит рассмотрению в обычном порядке, поскольку уголовно-процессуальный закон связывает возможность применения особой процедуры рассмотрения дела не с фактом признания обвиняемым своей вины, а с его согласием с предъявленным обвинением.

Согласно положениям ч. 2 ст. 315 УПК РФ обвиняемый вправе заявить ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением в момент ознакомления с материалами дела, а также на предварительном слушании, которое проводится судьей. Указанное ходатайство может быть заявлено обвиняемым письменно или устно с отражением в протоколе. С подобным ходатайством обвиняемый должен обращаться после предварительной консультации с защитником.

Наказание подсудимому при рассмотрении дела в особом порядке не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Законодатель, определяя пределы обжалования приговоров, постановленных в соответствии с положениями ст. 316 УПК РФ, установил, что может быть оспорен сторонами лишь в связи с допущенными в ходе производства по уголовному делу нарушениями уголовно-процессуального закона, неправильным применением уголовного закона и несправедливостью приговора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 определены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Определен дифференцированный механизм отсрочки уплаты неустоек или списания начисленных сумм в зависимости от общей суммы неуплаченных неустоек.

Списание неустоек распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения. С учета списывается задолженность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Выборы президента 2024
Всё для победы